Артем Ахметов: успех в шахматах - это колоссальный труд!

 

Сегодня сайт kamchess пригласил на беседу Артёма Ахметова - международного мастера, международного арбитра, главу судейской комиссии Шахматной федерации города Москвы.

 Корр.: Артём Замфирович, спасибо, что согласились на интервью. Вы и международный мастер с рейтингом 2481 и международный арбитр, а также международный организатор и FIDE Trainer. Работаете в шахматной федерации Москвы. Много достижений. Как всё успеваете? 

А.З.: Я работаю тренером в СШОР «Юность Москвы» по шахматам, а в Шахматной федерации г.Москвы возглавляю судейскую комиссию. Но Вы правы свободного времени почти нет.

 Корр.: А как всё начиналось. Как Вы пришли в шахматы? 

 

А.З.: Родился в Уфе. С шахматами меня познакомил и научил играть мой дедушка – Виль Кашапович страстный поклонник этой игры. Мне тогда было около трех лет. Дедушка был уже на пенсии, и был единственным в семье кто мог нянчиться (остальные члены семьи работали). В 4 года я уже что –то мог и шахматные баталии начали носить спортивный характер. Ежедневный сценарий не менялся месяцами - я просил дедушку сыграть партию, но он сопротивлялся, говоря, что не хочет играть с «плаксой»…я уверял его, что больше не буду плакать, если проиграю, но проигрывая не мог сдержаться… и так все повторялось.

 

В шесть лет я уехал с родителями на север в Надым (ЯНАО) и там началось мое шахматное совершенствование.

К сожаленью, мечта стать чемпионом мира по разным причинам осталась там в детстве. Но шахматы очень плотно вошли в мою жизнь, и я по ходу осваиваю все, что связано с ними – это и тренерская, и судейская, и организаторская деятельность.

корр.: Карьеру шахматного игрока пришлось сменить на карьеру шахматного организатора?

А.З.: В моей сознательной жизни общественная организаторская работа всегда шла рядом и мне она всегда нравилась. Был определенный опыт работы в общественных шахматных организациях, в том числе в должности исполнительного директора Федерации Шахмат Республики Башкортостан.

корр.: Параллельно ещё и соревнования судите?

А.З.: Конечно. Это интересно. Судейская работа для меня не является в новинку, наряду с тренерской и организаторской деятельностью она всегда была в связке...еще в детстве у нас в квартире регулярно собирались папины друзья и знакомые, и шахматные сражения были одной из форм досуга. Проводились и мини турниры по блицу, где я был не только участником, но и втягивался в процесс освоения судейских правил и проведения турниров по круговой системе. Во времена моей юности круговые турниры проводились чаще всего. А в девять лет мне уже поручали судить спартакиаду среди работников газовой промышленности...

С 2009 года мне предложили возглавить судейскую комиссию ШФМ.

корр.: Артем, давайте немного коснемся судейской темы. Расскажите пожалуйста, каково Ваше мнение о новой ЕВСК? Нравятся ли Вам изменения, которые произошли в ней? Чтобы Вы хотели бы поменять или оставить всё как есть на данный момент? И как отразилась новая ЕВСК на Вашей работе?

А.З.: ЕВСК важный документ не только с точки зрения требований к выполнению званий и разрядов это один из системообразующих столпов для развития вида спорта в стране на ближайшее время, точнее на четыре года. До принятия этого документа шла активная дискуссия на различных шахматных сайтах и форумах, где я со своими коллегами выражали позицию шахматной общественности г.Москвы, и в том числе высказывались: как видится новое ЕВСК. С тех пор мое мнение не сильно изменилось.

Концепция перехода на рейтинговую систему считаю положительным моментом в новой ЕВСК, безусловно и то, что в нем достаточно много недоработок. Так что надеюсь, что следующим шагом будет не только устранения недоработок, но и создание в России национальной рейтинговой системы. А на данный момент документ утвержден, значит закон какой бы он не был – это закон, и по нему надо работать.

корр.: Вы сказали, что переход на рейтинговую систему это хорошее будущее. А вот в предыдущих вариантах ЕВСК турнир (условно скажем) второразрядников мог "родить" (при условии выполнения нормы 75%) перворазрядника. А сейчас по ЕВСК второразрядник это условные 1650, а самая высокая планка выполнения нормы 1 разряда это 1701. Пятьдесят одного пункта не хватает. Что делать? Нет ли в этом недоработки? А как безразрядникам с условной тысячей пунктов выполнить 3 разряд, ведь средний рейтинг соперников нужен минимум 1301? В Москве, где много рейтинговых турниров и рейтинговых шахматистов проблемы, наверное, быть не должно. А вот у нас на Камчатке высокорейтинговых шахматистов не так много. Но наш краевой центр это ещё не большая беда, а как быть маленьким посёлкам и сёлам, где шахматный кружок ведёт какой-нибудь дедушка пенсионер-интузиаст и набрать ему рейтинговых шахматистов совсем нереально? 

А.З.: Об этом и шел спор ШФМ и РШФ, к сожаленью провинция нас не поддержала, хотя именно в глубинках проблема получения рейтинга, и стоит остро на первом этапе, и потребуется значительное время, чтобы "наплодить" рейтинговых шахматистов. Просто все эти вопросы ставились и на них не было ответа в РШФ, а кроме того разделение по половому признаку, безусловно, тоже должно было быть.

корр.: Ещё одна животрепещущая проблема современности - читерство. Видите ли Вы в этом большую проблему или всё это больше надуманно? Известны случаи пользования мобильными телефонами детьми. Вот и в Санкт-Петербурге надавно был подобный случай.

А.З.: Вопрос читерства очень сложный, как только появилась игра, видимо и возникла эта проблема. Она была во все времена, но сейчас об этом просто стали чаще говорить. Проблему эту будут решать, возможно найдут неплохие решения, но полностью решить ее по моему мнению - не удастся. Не думаю, что это большая проблема, есть единичные случаи и они неизбежны. Суровость наказания возможно остудит многие горячие головы.

корр.: Давайте от судейства перейдем к тренерской работе. Скажите пожалуйста, с какого возраста лучше всего отдавать ребенка в шахматы? Что Вы посоветуете родителям? Расскажите о том, какой путь в столице обычно проходит ребенок по мере роста своей шахматной силы, как выявляются таланты и что нужно сделать для того, чтобы из талантливого мальчика или девочки получались великие игроки?

А.З.: Четких критериев с какого возраста начинать до сих пор нет, и я думаю еще долго не будет. Есть определенные стандарты (например, в спортшколы берут с 6-ти лет) и некий исторический опыт, на которые ориентируются специалисты. Сейчас безусловно ранняя специализация – это и дань моде, и в значительной степени ускорение нашей жизни. Думаю, освоение шахматной игры доступно всем, и при определенных энергозатратах (их можно выразить в «попа-часы») любой может достичь уровня кмс. При грамотной организации обучения, а главное желании – это можно сделать и самостоятельно. Существуют и методики и различные программы обучения, которые активно используются для подготовки и совершенствования шахматиста. Конечно, хороший специалист может сократить время на изучение материала, познание каких-то истин и главное, выстроит процесс обучения. Стандарты в спортшколах по шахматам как раз выстраивают учебный процесс таким образом, что на выходе т.е. достижении 17 лет (если конечно еще не успеете бросить) гарантировано вас доведут как минимум до кмс, при этом наиболее одаренные и трудолюбивые успеют достичь в детских шахматах определенных успехов. Что касается спорта высших достижений, то здесь стандартов нет, это «штучная» работа. Но можно ориентироваться на опыт великих Чемпионов – их путь становления вполне можно взять за основу. А с учетом научного подхода, возможно и найти свой путь.

корр.: Что, по Вашему мнению должно быть в наличии, чтобы к ребенку пришел успех в шахматах? Финансовые вливания, трудолюбие, работоспособность, хороший тренер, строгие родители или что-то ещё? А что обычно мешает детям на пути их шахматного роста? Правда ли, что у способных детей шахматы стоят на первом месте? И занятиям по шахматам уделяется гораздо больше времени, чем урокам?

А.З.: Думаю, с введением Минобром в нашей стране «некоего стандарта образования» каких-либо мнений быть уже не может…дети по всей стране ходят в ШКОЛУ, и если получиться могут сходить еще куда-нибудь, например, на шахматы. Для такой системы, детям и родителям просто необходимо находить время и грамотно выстраивать свой распорядок дня, чтобы успевать на занятия по интересам. Конечно, при таком подходе, чтобы ребенок был успешным в нем изначально должны быть заложены качества, которые и поднимут его.  Шахматы по сути – это умение воспринимать и перерабатывать информацию. Отсюда и критерии к качествам, которыми должен обладать ребенок: хорошая память, устойчивая нервная система, уверенность в своих силах, устойчивый интерес к игре (любовь), стремление к познанию, кроме этого конечно, уже отмеченные – трудолюбие, работоспособность (трудно может быть выделить какое из них более важно). По моему мнению, эти качества базовые или основные для гарантии успеха в шахматах, хотя конечно отсутствие или недостаточно развитое из названных качеств, можно и компенсировать. Но вот если компенсировать не получиться, то тогда неизбежно встают барьеры на пути шахматного роста.

Кроме названных базовых качеств ребенка, конечно существует и внешняя среда, которая несомненно вносит серьезные коррективы, и если внешнюю среду обратить в нужное русло, то вы обречены на успех. Т.е. в теории все гладко и главное, понятно…

В любом случае, успех – это колоссальный труд.

 

корр.: У нас на Камчатке население (к счастью) обладает хорошими финансовыми возможностями (по сравнению с многими регионами России) и часто люди переезжают на постоянное место жительства в Москву. Что делать родителю с ребенком если они занимались шахматами на Камчатке и переехали в столицу и хотят продолжить занятия? С чего начать, к кому обратиться? Платные ли занятия? И если есть выбор, то лучше платить или посещать шахматный кружок бесплатно?

А.З.: В Москве рынок услуг по обучению и совершенствованию шахматной игре, на мой взгляд сформировался и достаточно устойчив. В настоящее время есть по сути три пути:

  1. Спортивное направление - обучение в спортшколах. В Москве их несколько. Каждая из них имеет сильный квалифицированный состав тренеров и свои традиции. Обучение в основном бесплатное. Выбор может зависеть от уровня подготовленности, от предпочтений и географического расположения. Берут с 6-ти лет.
  2. Дополнительное образование – это кружки, секции при детских садах, школах или центрах, где ведутся шахматные занятия. Их достаточно много, а в некоторых округах функционируют по несколько таких шахматных точек. Занятия, как правило, платные. Стоимость в пределах 2000 рублей в месяц. Главный плюс – это близость к месту проживания, либо к месту учебы. На начальном этапе обучения это может быть очень подходящий вариант.
  3. Индивидуальные (частные) занятия – рынок бескрайний, предложение большое. В интернете можно найти большой выбор. Стоимость занятий колеблется от 500 рублей в час и доходит до 3000 и более рублей в час.

Как видите варианты есть, главное с ним не торопиться, а спокойно и взвешенно все оценить, возможно посоветоваться и уже потом сделать выбор. И уж, если имеются хорошие финансовые возможности, то это тем более не повод – «бросаться на первое попавшееся под руку»

корр.: Артем Замфирович, приглашаем Вас поседить Камчатку этой весной. Приезжайте на этап Деткого Кубка России вместе с ребятами. Камчатка всегда рада гостям.

А.З.: Спасибо за приглашение. Посетить Камчатку - моя давняя мечта...)) Может смогу ее реализовать....)))

 

 

 

 

 

 

 

 

Нравится